Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции средств массовой информации, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для ЭВМ и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.Использование Интернета дома и в образовательных учреждениях позволяет повысить эффективность обучения, а так же получать свежие новости в интересующей области не только родителям и педагогам, но и учащимся, в том числе школьникам.
Информационная безопасность
Документы
Детские безопасные сайты
Родителям
Документы
Педагогам
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
1. Методико-педагогическая программа для педагогических работников Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества «Основы кибербезопасности»
https://www.единыйурок.рф/index.php/4/152-osnovy-kiberbezopasnosti
2. Всероссийская конференцию по формированию детского информационного пространства «Сетевичок», организатором которой выступает Временная комиссия Совета Федерации и Минобрнауки России согласно плану мероприятий Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы
3. Страница Единого урока по безопасности в сети «Интернет» для педагогических работников образовательных организаций, где также размещены методические рекомендации для педагогических работников по проведению тематических занятий
4. Методические рекомендации «Основы кибербезопасности», которые были разработаны Временной комиссией Совета Федерации по развитию информационного общества и согласованы Минобрнауки России в соответствии с целями ФГОС и Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации
Список разрешенных и проверенных сайтов
ntp.org pool.ntp.org ru.msn.com msn.com kaspersky.ru kaspersky.com
microsoft.com windows.com time.windows.com update.microsoft.com
support.microsoft.com technet.microsoft.com
go.microsoft.com akamaitechnologies.com deploy.
akamaitechnologies.com mail.ru e.mail.ru r.mail.ru imgsmail.ru
img.imgsmail.ru img.
mail.ru attachmail.ru
af.attachmail.ru yandex.ru
google.ru fipi.ru
edu.ru school-inform.r
u e-school.ru klassinfo.ru kpmo.ru fcior.edu.ru
pspo.fcior.edu.ru pool.ntp
.org megabook.ru
etersoft.ru download.etersoft.ru
altlinux.org ftp.altlinux.org v102.ru translate.ru
prometheanplanet.ru avtlg.ru minusovki.mptri.
net plus-msk.ru avast.com obr.1c.ru llnwd.net starburnsoftware.com
litemanager.ru allods.ru blackprophecy.com edgesuite.net curse.com
vdv-s.ru fskn.ru dns-shop.ru save2go.ru rutracker.org newocr.com
linuxmint.com ddo.com akamaitechnologies.com nordock.ru gz-volga.ru
zakupki.gov.ru cifra-v.ru edu-soft.ru city-of-masters.ru scream.do.
am mambulus.ru wow-one.com skype.com dvdvideosoft.com edumon.ru
rghost.ru eligium.com worldoftanks.ru bus.gov.ru russianeuro.com poliglot.com u
nilang.com myspace.com interpals.net inter-perepiska.ru my-language.
com burnaware.com fro-edu.ru festival.1september.ru poliglot.com mylanguage.ru
consultant.ru comodo.com volgogradonline.ru spro.ru oracle.com
Если доступ к необходимому Вам ресурсу запрещен фильтрами Вы можете обратиться с заявкой на рассмотрение необходимого интернет ресурса для дальнейшей его проверки и внесение в список разрешенных и проверенных сайтов
Методические и справочные материалы
Понятия информационной безопасности детей
Медиабезопасность - обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.
Медиаграмотность - определяется в международном праве как грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и услуг.
Медиаобразование - выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.
Информационная безопасность детей - состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.
Методические рекомендации, мероприятия, правила и советы.
- Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет» (письмо Минобрнауки РФ от 14.05.2018 № 08-1184).
- Советы учащимся по безопасной работе в сети Интернет.
- Советы родителям по информационной безопасности детей.
- Советы педагогам, обучающимся и родителям (Word - 0,5 Мб).
- Советы педагогам, обучающимся и родителям (Word - 0,7 Мб).
- МТС. Глобальная сеть: правила пользования Как защитить ребенка от столкновения с вредоносной информацией в сети? Как научить его справляться с последствиями таких встреч?
Рекомендации для родителей (PDF - 0,5 Мб). - Как защититься от Интернет-угроз (PDF - 3,4 Мб).
- Полезный и безопасный Интернет.
Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста. Методическое руководство (Word). Урок. Полезный и безопасный Интернет. Интернешка и Митясик (Flash). (RAR - 12,5 Мб). - Методическая разработка классного часа на тему: "БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНТЕРНЕТЕ: касается всех, касается каждого!". Презентация (RAR - 1 Мб) .
- Мероприятия по безопасному Интернету с детьми. Материал из ТолВИКИ (Word - 0,03 Мб).
Подраздел включает перечень федеральных образовательных порталов, выступающих основными источниками информации для всех имеющих отношение к образованию. Порталы представляют собой наиболее мощные коллекции ссылок на образовательные интернет-ресурсы, опубликованные в российском сегменте Всемирной сети. Кроме того, порталы содержат новостные ленты, электронные библиотеки и коллекции образовательных ресурсов, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей. № Название Адрес 1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
2. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
3. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/
4. Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
5. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/
6. Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
7. Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru/wps/por tal/
Сайты учреждений образования федерального уровня Подраздел содержит ресурсы, публикуемые в сети Интернет различными организациями, работающими в сфере образования на федеральном уровне. Наряду с официальными сайтами органов управления образованием, представлены сайты, на которых можно получить информацию об отдельных направлениях развития сферы образования, о реализуемых программах и проектах общероссийского масштаба, о ходе и результатах выполнения отраслевых программ и научноисследовательских работ, нацеленных на повышение эффективности российской системы образования. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений.
№ Название Адрес
1. Федеральный совет по учебникам http://fsu.edu.ru/
2. Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru/
3. Федеральный центр образовательного законодательства http://www.lexed.ru/
4. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
5. Государственый научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГНИИ ИТТ "Информика") http://www.informika.ru/text/index.html
6. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ http://www.apkppro.ru/
7. Статистика российского образования http://stat.edu.ru/
8. Национальный фонд подготовки кадров.
Приоритетный национальный проект "Образование" и проект "Информатизация системы образования" http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/NT F/about/index Федеральные информационно-образовательные ресурсы
Подраздел включает описание новейших систем доступа к образовательным ресурсам сети Интернет, создаваемых на государственном уровне в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Описываемые интернет-каталоги представляют собой мощные коллекции ссылок на образовательные ресурсы, опубликованные в российском сегменте сети Интернет. Кроме того, такие системы содержат новостные ленты, электронные библиотеки, справочники, средства общения педагогов и учащихся, информацию о специалистах и организациях, работающих в сфере образования, и много других полезных сервисов. Ресурсы подраздела предназначены для администрации, методистов и учителей образовательных учреждений, а также для учащихся и их родителей. № Название Адрес
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/about.page
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" http://window.edu.ru/
Методические и справочные материалы
Тест по теме «Интернет: как избежать опасности».
Вам будет предложено 10 заданий, касающихся вопросов Интернет: как избежать опасности. Каждое задание содержит все необходимые для ее решения условия, Вам необходимо выбрать правильный вариант ответа. Вопрос может содержать один или несколько ответов. Ваша задача выбрать и отметить вариант(ы) ответа, который вы считаете правильным. На выполнение всего теста отводится не более 10 минут.
1. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем полезен Интернет?": a. на множестве сайтов можно найти массу полезной информации b. воздействием на неокрепшую психику и ум ребенка c. возможностью общаться по электронной почте d. неограниченным доступам к нежелательному содержимому e. возможностью совершать путешествия, посещать выставки и музей, не выходя из дома Ответ: a, c, e.
2. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем опасен Интернет?": a. возможностью возникновения Интернет-зависимости b. потенциальным доступом к Вашим личным данным c. возможностью заражения вредоносным ПО d. контактами с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты e. возможностью заказать необходимые вещи не выходя из дома Ответ: a, b, c, d. 21
3. Какой термин описан ниже? "Навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него". Ответ: Интернет-зависимость.
4. Как преодолеть Интернет-зависимость? a. вести здоровый образ жизни b. переключиться на игры в телефоне c. общаться с живой природой d. заниматься творчеством e. больше смотреть телевизор Ответ: a, c, d.
5. Какое понятие описано ниже? «Вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей -логинам и паролям». Ответ: фишинг.
6. Выберите ответ на вопрос "Как обезопасить себя на Интернет-аукционах?" a. не сообщать номера своих кредитных карт b. не доверять слишком привлекательным предложениям c. перед покупкой получить полную информацию о продавце d. всегда покупать товары со скидками и по различным акциям e. покупать товары только на проверенных сайтах Ответ: a, b, c, e. 22
7. Какая из перечисленных программ не является антивирусной? a. DrWeb b. Avast Home c. Компас -3D d. NOD 32 e. Antivir Personal Ответ: Компас -3D
8. Какие сайты лишнее? a. образовательные сайты b. официальные сайты поиска работы в вашем городе c. сайты с рекламой табака и алкоголя d. сайты, посвященные морфологическим словарям и проверке правописания e. топографические сайты Ответ: сайты с рекламой табака и алкоголя.
9. Как следует вести себя при работе в Интернете? a. говорить взрослым, если кто-то в Сети надоедает тебе b. посещать музеи, выставки, картинные галереи, пользуясь возможностями Сети c. не обмениваться с незнакомцами фотографиями через Интернет d. рассказывать незнакомым людям информацию о себе и своей семье e. не открывать электронные сообщения от незнакомых людей и не загружать вложенные в них файлы Ответ: a, b, c, e.
10. Какое слово зашифровано ниже? 23 Б П Е А Н С Т Ь З О О С Ответ: безопасность.
«Доменная грамматика»
Организаторы конкурса "Доменная грамматика":
- АНО "Региональный сетевой информационный центр" (RU-CENTER)
- Ассоциация РЕЛАРН
- Фонд Развития Интернет
Целями и задачами конкурса были:
- Популяризация информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России;
- Информирование широких слоев населения о системе адресации в Интернете;
- Способствование созданию в России единого информационного общества;
- Повышение рейтинга доверия к интернет-среде, повышение привлекательности интернет-среды для пользователей, рекламодателей и инвесторов;
- Содействие внедрению ИКТ в различные отрасли российской экономики;
Поддержание высокого уровня профессиональной компетенции российских специалистов в сфере ИКТ и высоких технологий.
В конкурсе приняли участие учителя школ и преподаватели вузов из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Магнитогорска, Новочеркасска и других городов России. Участники разработали учебные курсы для учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов о принципах организации адресации в Интернете. В своих работах конкурсанты попытались в доступной и интересной форме рассказать о системе доменных имен, организациях, осуществляющих управление инфраструктурой Интернета, о видах доменов верхнего уровня и их предназначении.
«Лучший школьный сайт»
Конкурс проводился в рамках проекта Фонда Развития Интернет «Интернет глазами школьника» совместно с американским благотворительным фондом United Way International.
Согласно национальному проекту «Образование» 2006 года в скором времени все школы РФ должны были быть подключены к высокоскоростному Интернету, но вместе с тем большинство школ все еще не имело представительства в сети Интернет.
Целью конкурса было привлечь учеников к процессу создания собственного школьного сайта, который решал бы несколько задач. Сайт должен не только представлять учебное заведение на просторах Интернета, но и являться площадкой для неформального онлайн-общения, обсуждения волнующих школьников тем, обмен интересной информацией, и доступ к учебным ресурсам.
На первом этапе в конкурсе макетов школьных сайтов приняли участие в общей сложности более 100 учеников из школ № 1 и № 476 г. Москвы. В рамках конкурса каждый из них подготовил и представил свое, оригинальное видение того, каким должен быть сайт его школы.
Второй этап конкурса «Лучший школьный сайт» был проведен в школе № 1189 им. И.В. Курчатова. Школьники создавали электронный макет сайта, выступив в качестве веб-дизайнеров и программистов.
«Интернет в мире и мир в интернете»
Конкурс обзорно-аналитических работ и эссе проводился среди студентов и аспирантов по всей России.
Конкурс был посвящен широкому кругу проблем развития инфокоммуникационных технологий, проблемам информационной безопасности, социальным и психологическим аспектам коммуникации в информационном обществе.
Федеральные законы, указы и постановления правительства в области информационной безопасности
- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации
- Указ Президента Российской Федерации от 03 апреля 1995 г. N 334
- Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 2008 г. N 351
- Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 О сертификации средств защиты информации N 608
- Постановление Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 504 О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации
- Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 532 О лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации
- Приказ ФСБ РФ от 9 февраля 2005 г. N 66 "Об утверждении Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)"
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 г. N 781 г. Москва "Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"